Иконография

Изображения Пресвятой Троицы, по своей сути глубоко символичны. По христианским представлениям триединый Бог непостижим для человеческого ума и принципиально неизобразим. Поэтому изображение Отца в виде старца (Новозаветная Троица) или Духа Святаго в виде голубя не значит, что именно так в христианстве представляются эти Лица Троицы. Бог безначален и бесконечен, не имеет плоти и к нему неприменима категория времени.

iconografia

Святой Дух являлся людям в виде голубя и языков пламени, как же Он выглядит, во вневременном и внепространственном бытии, никто не знает. Реально изображён, может быть лишь Сын, воплотившийся в Исусе Христе. Этому Лицу Святой Троицы посвящён Христологический ряд икон, изображается Христос и на иконах Новозаветной Троицы (Отечество). Но эти изображения лишь символизируют отношения между Лицами Троицы. Лишь в контексте этих отношений возможно изображение Бога Отца, Который открывается только в других ипостасях и Сам пребывает трансцендентен даже в недрах Святой Троицы. И изображение на иконе Отца в виде старца, Святаго духа в виде голубя и Сына – Слова Божьего воплотившегося в Исусе Христе призвано, лишь сделать доступным человеческому пониманию отношение Лиц Святой Троицы. Уже после раскола Московский собор 1667г. запретил изображения иконы Отца (Господа Саваофа, или "Ветхого деньми"), а также "Отечество".

Так же символична и Ветхозаветная Троица. Но её изображения опираются на реальное библейское событие – явление трёх ангелов Аврааму. Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе. Существуют два основных типа Ветхозаветной Троицы. Первый максимально приближен к библейскому сюжету, на этих иконах кроме трёх ангелов изображены Авраам, Сара, иногда слуги (Гостеприимство Авраама). На других иконах изображены только ангелы (Живоначальная Троица). Древнейший тип композиции Ветхозаветной Троицы - т. н. изокефальный, т. е. равноправный (при котором одинаковые ангелы в одинаковых одеждах и одинаковых позах сидят за столом) пришел к нам с Запада. Позже появились изображения, в которых центральный ангел выделяется над двумя другими, выражая мнение, что Аврааму явился Бог с ангелами. А в некоторых изображениях выделяли ипостасные персонажи.

Стоглавый Собор, прошедший в Москве в1551г. принял решение, по которому иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Андрея Рублёва, т. е. не различая ипостасей, подписывая же только "Святая Троица". Созданную почти за полтора века до этого Троицу Рублёва отличала удивительная гармония. Её композиция проста и лаконична, в ней нет лишних элементов или персонажей.

karta staroob

Троица со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Выражение ликов ангелов, гармоничное единство всех элементов иконы, её колорит доносят до предстоящего перед образом ощущение покоя, Божественной упорядоченности и согласия. Это мир, где нет места хаосу. Икона являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия – Бога Слова, для спасения человечества от вечной смерти.
"Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа. Трапеза, на которой стоит чаша, - прообраз "гроба господня". Чашу благословляет ангел, олицетворяющий Сына. В молчаливом согласии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему Отца. К Отцу склонил голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры в руках ангелов обозначают власть и всемогущество. Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение, образованное склонением фигур и в ритмических отголосках повторенное контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц божества, их общее участи в осуществлении Сыном центральной идеи легенды, "предвечного" замысел спасения человечества. Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой, раскрывающей различные аспекты явления Сына-Логоса как вечного жизненного принципа мира. Дуб позади среднего ангела - "древо вечной жизни" - указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала вселенной ; это прообраз креста и символ воскресения. Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ "горы высокой" - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом - образ богопознания, "домострительства" Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, прообраз "дома божьего" - вселенской церкви."
Есть весьма распространённое и обоснованное мнение, что центральный Ангел символизирует и Бога Отца и воплощённого Богочеловека Исуса Христа одновременно. Преподобный Андрей, стремясь передать неразрывное единство Ипостасей при обязательном Их различении, не мог не отразить в своей иконе нераздельность-неслиянность. При этом он, в соответствии со всей святоотеческой традицией, сознательно представил образ Отца через образ Сына – по евангельскому слову: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1,18). Более того, Рублёв, смог непосредственно иконографически-художественными средствами выразить эту символическую традицию восприятия Сыновнего образа как «замещающего» образ Отца.

использован материал сайта:http://rpsc-spb.ru