Сын церковный - о церковных обрядах, существовавших в дониконовской Руси, так и об исполнении этих обрядов в современной старообрядческой практике

sin cherkovnii

Сказание о нужнейших обычаях

Вступление

Книга «Сын церковный» - это сведения о богослужебных обрядах и обычаях 17 века, почему мы и помещаем эту книгу на нашем сайте. Данная публикация основана на старообрядческом издании, выпущенном в конце XX века. Мы сохранили имевшиеся в том издании примечания, что позволит читателю составить представление как о церковных обрядах, существовавших в дониконовской Руси, так и об исполнении этих обрядов в современной старообрядческой практике. ( Примечание сайта: «— Liturgica.Ru»).

Публикуем тут безусловно важный для каждого христианина материал – книгу «Сын церковный» – простейшее пособие, составленное в 1609 году, по усвоению истин православной веры и церковных обычаев.

Сегодня этот материал – поистине находка для тех, кто делает шаги по повышению своей грамотности. Настоятельно рекомендуем разыскать и приобрести и напечатанный вариант книги, который совсем недавно был переиздан в РПсЦ и который помимо гражданского текста также содержит церковно-славянский вариант.

Пояснения к тексту: источник: http://www.starovereya.ruДело было, вероятно, так. В 1605 году, в составе войск Лжедимитрия I в Москву прибыл молодой поляк. Он был или солдатом, или слугой одного из польских дворян – приспешников Самозванца. Природное имя его нам неизвестно, мы знаем только, что впоследствии в России его звали Иваном.

В России продолжали бушевать мятежи и междоусобицы. Окрестности Москвы разоряли польские отряды Сапеги и Лисовского, поддерживающие уже второго самозванца – «Тушинского вора». В сентябре 1609 года, после четырех лет скрытой интервенции, Польша объявила войну России официально, двинув войска на взятие Смоленска, с последующей целью захвата Москвы. Казалось бы, в такой обстановке молодой пленник должен был искать возможности побега. А хозяину, со своей стороны, следовало бы быть с ним крайне осторожным. Но из текста книги мы видим совсем другое: Иван становится довольно близок своему господину, выполняет его некоторые ответственные поручения, пользуется доверием и даже обедает вместе с господской семьей. К нему относятся не как к пленному, не как к представителю враждебного иноверного народа, «поганому еретику», но почти как к члену семьи.

Живя в католической Польше, как можно понять из текста, Иван не был католиком, а принадлежал к какой-то протестантской секте. Среди свиты Лжедимитрия I было немало немецких и польских протестантов, и вообще, как полагают, религиозные симпатии Самозванца принадлежали скорее всего протестантизму, а не католичеству – несмотря на то, что его авантюра направлялась Ватиканом, – и в обмен на всестороннюю поддержку ему самому приходилось разыгрывать из себя католика.

Краткого и общедоступного изложения догматов Восточной церкви в России того времени не было. Люди не только из простонародья, но и из высших кругов, даже духовные лица систематического представления о церковном учении не имели. Если русский христианин, с детства ходивший в церковь, мог получать некоторые познания о вере из богослужебных текстов и читавшихся по ходу службы книжных поучений (живая проповедь в русской церкви допетровского времени не имела широкого распространения), то иностранца, едва знакомого с русским языком, это не могло удовлетворить. Ему требовалось живое, доступно написанное разъяснение с акцентом на самом насущно важном. Ему надо было показать, почему именно, говоря словами книги, «наша православная вера яже во Христа Бога непорочна и чиста», в отличие от «вер прочих», которые «не суть истинны и правы, развращени бо суть злыми человеки – нечестивыми еретиками». Сам ли «новопросвещенный» просил составить для него такое объяснение, или же господин таким образом позаботился о его религиозном воспитании, – это дело было поручено жившему по соседству грамотному и благочестивому человеку, который хорошо знал Ивана и его господина. Этого человека звали Михайло, он служил «в дому своего господина – некоего купца», скорее всего, приказчиком. Возможно, он был человеком подневольным, – в тексте он не раз пишет: «Раб есмь, якоже и ты», «раб к рабу», – и в этих случаях явно имеет в виду не отношение к Богу («раб Божий), а общественное положение. Итак, Михайло изложил то, что считал первостепенно важным для новокрещенного, в небольшой тетради, которую закончил 27 мая 1609 года. Эту дату, а также свое имя он указал в послесловии книги, в виде простенькой загадки.

Мы ничего не знаем о том, сохранил ли «сын церковный» Иван верность православию, и вообще, уцелел ли он в последующих кровопролитиях Смуты. Но написанная для него книжечка не осталась только его личным достоянием. Сочинение безвестного московского приказчика вскоре уже читали и переписывали не только в Москве и не только в среде простонародья. Оно явилось первой не до конца осознанной попыткой создания оригинального русского начального учебника по Закону Божию и в этом качестве была весьма сочувственно принята грамотной частью народа. Правда, через 50 лет, когда патриарх Никон взялся за переделку древнерусских богослужебных обрядов, книжица, подробно описывающая эти обряды, стала восприниматься с официальной точки зрения как «раскольничья», но за то еще больше полюбилась старообрядцам. Как наследие дониконовской церковной старины она приобрела даже некоторый авторитет. Показателен факт, что самые влиятельные деятели беспоповской части старообрядчества – братья Андрей и Семен Денисовы и Феодосий Васильев – ссылались на нее в спорах по некоторым вопросам богослужебного характера. Братья Денисовы были ученейшими в богословии среди русских людей того времени (я имею в виду великороссов – как старообрядцев, так и никониан), в этом отношении они неизмеримо превосходили автора «Сына церковного». Но в их глазах этот автор был носителем идеализированно представляемого неповрежденного отеческого «древлего благочестия», не нарушенного еще никакими расколами и соблазнами. Для них, ощущавших себя современниками «антихристова царства», он был вестником из эпохи, когда, по словам одного беспоповского стихотворения, «всюду истина сияла».

1. Сказание о сыне церковном, как рождаются верующие во Христа 
Шестой час [следует] петь, потому что в тот час Господь наш Исус Христос по своей воле плотью за наши грехи распялся. В этот же час и Адам был создан, и по обольщению змиеву образа своего лишился. Поэтому и Господь наш Исус Христос в тот час плотью пострадал, чтобы избавить нас от смерти во грехе.
Девятый час [следует] петь, потому что в тот час Господь дух Свой /л. 12 об./ предал Отцу и плотью принял страдание на кресте, оставаясь Богом. Плотью умер ради бывших в аду и царство ада разрушил. И в третий день воскрес, и с Собою поставил всех мертвых верных.
31. О литургии021
 
Если где случится быть власти, всегда поклонись в землю прежде поклона людям и говори: «Прости меня, отец святой, и благослови, и помолись за меня, грешного». Говори [это] про себя, а не вслух. /л. 21/
46. О входе в церковь
Входя в церковь, как бы найдя Ноев Ковчег035 , ты избежал греховного потопа. И встань достойно, как на самом Небе. И [вот ты] сочетался с Вышними Силами.
47. О стоянии в церкви
Стой кротко и смирно, обрати свое лицо к образу Христа и молитву к Нему твори непрестанно, и держи ее на устах. /л. 21 об./
48. О молитве Божией
Молитву к Христу говори так: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго»036 . Говори про себя, а не вслух, для людей.
49. О молитве Кресту
Когда увидишь образ Животворящего Креста Господня, говори: «Кресту Твоему, покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», и поклонись Кресту.
50. [О молитве Пресвятой Богородице]
Когда увидишь образ /л. 22/ Пресвятой Богородицы, также направь ум свой к первообразному ее существу037 , к самой нашей Владычице Богородице. Говори: «Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помолися о мне Сыну своему истинному Богу нашему, да спасет и помилует мя грешнаго.»
51. О молитве Иоанну Предотече038
 
Когда начнешь слушать обедню. /л. 28 об./ А о начале045 тебе сказано прежде,— теперь же скажу тебе, как и где поклониться. Сотвори начало по сказанному тебе обычаю и стой со страхом, как перед Самим Царем Христом нашим, и слушай святое пение. Когда священник выйдет с Евангелием, поклонись, говоря: «Господи, Исусе Христе...»046 . Когда поют «Слава Тебе, Господи» — поклон, после [чтения] Евангелия — поклон. При сугубой ектении047 /л. 29/ на каждом прошении три поклона, за царя и царицу, и детей их, и за святителя, и за весь причт церковный, и за всех христиан. И если тебе покажется много, [то] ты хотя бы по одному поклону в пояс положи на каждом прошении, а если праздника нет, то хорошо бы [и] в землю. При переносе048 [при словах] «...да помянет Господь Бог...» — три поклона в землю. А в праздник, /л. 29 об./ и в субботу, и в воскресенье — один в землю, а два в пояс. На «Верую...»049 перекрестись без поклона и слушай. На «Изрядно...»050 и после «Достойно...» всегда поклоны в землю — и в праздник, и в субботу, и в воскресенье. После «Отче наш...» поклон в пояс. «Со страхом Божиим...»051 поклон всегда, «И ныне...»052 — поклон. На «Буди имя...»053 — три поклона, а все [поклоны] от «Достойно...» — смотря по тому, /л. 30/ какой день. На отпусте после «Достойно...» — поклон земной, даже в праздник. «Слава..., и ныне...», «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови». Потом три поклона по-прежнему, как вначале тебе сказал, и так далее.
На павечернице и на часах [поклоны] бывают по рассуждению, [в зависимости от дня], на «Славах» в Псалтыри054 и на ектениях, и на Трисвятом055 , и на «Отче наш...», и на «Приидите, поклонимся...» по три поклона, по рассуждению, /л. 30 об./ смотря [какой] день. Ты же все запоминай и на знающих людей смотри.
65. О стоянии перед иконами
Стой перед Христовым образом и [перед образами] Пречистой, и Его угодников со всем смирением и уничижением. И горячо молись, и держи в сердце веру без сомнения.
66. Об иконах
Ведь если кто из православных стоит перед образом Христовым /л. 31/ или Богородицы с верою и смирением, получит, что просит. Потому что, где образ, там и благодать Того, Кто изображен.
67. О знамении от образа
Знаю из писаний такого человека, который, смотря на образ Пречистой Богородицы, увидел лицо человеческое, несказанно сияющее, так что не мог назвать его человеческим, но свет от лица того /л. 31 об./ блистал больше человеческого разумения.
68. О чудесах от икон
Также и [о чудесах] от образа Богородицы нашел [я] в писаниях: то глас бывает от образа Христова, также и от образа Богородицы; иногда слезы, иногда благоуханное мvро истекает из сухого дерева. И тех чудес бесчисленное множество. Для молящихся с верою слепые прозрели, хромые стали ходить, /л. 32/ расслабленные выздоровели, бесноватые уцеломудрились, и страдающие всякими болезнями исцелились.
69. Пойми правильно:
Не говорю тебе, что образ это делает, но сам прообразуемый, тот, чей образ. Он сам действует через свой образ ради веры молящегося. Ты же это понимай и разумей.
70. О молебнах
 
77—79. Отпуст
/л. 36/ А на отпусте, когда подойдешь к кресту, испытай свою совесть, чтобы был достоин. И когда священник осенит тебя крестом, целуй подножие креста, то есть держащую крест руку священника061 . И, вернувшись на свое место, поклонись иерею062 .
Кресту же говори: «Верую, Господи, и поклоняюся животворящему /л. 36 об./ Кресту, яко на нем соделал еси спасение посреде земля». И так, дождавшись, когда пропоют отпуст, идешь в дом господина своего с миром.
И того всегда берегись, чтобы до отпуста пению церковному не уходить [из церкви], разве только при крайней нужде, или когда господин пошлет. Также соблюдай и начало пения.
80. Об отце духовном
Священников везде почитай, /л. 37/ больше же всех — отца своего духовного. Если же нет у тебя отца духовного, избери и призови его, а без него не живи. Ибо пишется у нас в христианском законе: кто в мiру живет, а отца духовного не имеет, тот не христианин. И еще: горе тому человеку, в мiре живущему, если умрет, не имея отца духовного. /л. 37 об./ Лучше бы ему было не рождаться.
81. О чине священства
Велик чин священнический, ибо это есть апостольское наследие. Потому что им дана власть от Бога над душами человеческими, которые [они] могут связывать и разрешать. Потому дано священническому чину много имен: Чиститель; Ходатай к Богу; Свет мiру; Соль земли; /л. 38/ Наставник заблудшим; Учитель неразумным; Сторож и Пастух словесных овец стада Христова; Дом тайный; Жрец приношению; Труба духовная; Источник живой воды; Уста Божии, дающие мир мiру; Кормчий; Око церковное; Ключник двери рождения и прочее. И ты, узнав о том, без него не живи. /л. 38 об./
82. О разрешении грехов
Если в чем-то согрешил или согрешишь перед Богом и, к отцу духовному приходя, исповедуешь, то он будет тебе ходатаем к Богу и развяжет грехи, связывающие тебя. А без него никто [сам от грехов] освободиться не может. Даже если и добрые дела собираешься совершить, [прежде] благословись у него, как бы принимая грамоту и печать от царя правителя /л. 39/ и беря оружие.
83. О священническом благословении
Благословение [священника] прими как честь и радость. Оно есть креста руки его крестообразное осенение, на лоб твой, на грудь, потом на правое плечо и на левое. Приняв же благословение, целуй руку его063 . И если не даст руки своей, моли его, чтобы /л. 39 об./ дал тебе целовать ее.
Не говорил ли [я] тебе, что велик есть Крест, и велика есть Животворящего Креста сила, им же ты и сам себя ограждаешь.
84. О кресте, который носим
Неспроста это, но исполнено великого таинства: когда сложишь большой перст, называемый палец, с двумя меньшими, с последним и предпоследним, /л. 40/ [то] это знаменует образ таинства и пребезначального существа нераздельной Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа. А когда сложишь, наклонив, средний перст с указательным, то означает два естества во едином составе, Божество и Человечество064 , поэтому [два перста] полагаются на лоб и сводятся на грудь и до пупа, а знаменует это то, что Бог Слово снизошел на землю и воплотился от Девы Марии, и жил с людьми на земле, и претерпел страдание /л. 40 об./ ради нас и ради нашего спасения; [положение перстов на правое плечо знаменует то, что Он] вознесся на небеса и сел справа от Отца, и [то, что] во второй раз [Он] придет на землю, [чтобы] судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его. [Это также] указывает на Царство Небесное [для тех, кто в день Страшного Суда встанет] справа [от Него]; а когда переведешь руку на левое плечо, то это показывает, что грешники встанут слева /л. 41/ и будут посланы в муку вечную. Совершив крестное знамение, распрями руку свою и так поклонись.
84. О несовершенном кресте
Поэтому следи за собой, чтобы все изображалось правильно. Во-первых, Троица, также и два естества, сошествие, и положение руки на лоб, и опускание на грудь. Если же кто этого /л. 41 об./ не изображает правильно, [тот] не исповедует нераздельной Троицы. Также положение на лоб и [сведение] до пупа. Тело означает образ Божий, а пуп означает подножие Господне, голову Адама. Если кто этого истово не показывает, тот не исповедует воплощения Бога Слова. Также, если кто на плечи, правое или левое, по лености и небрежности руки своей не доносит, тот не исповедует нераздельной Троицы и Судии живым и мертвым. Потому остерегайся и не ленись доносить свою руку до правого плеча и до левого. /л. 42/
85. О том же
Помни и не забывай о кресте. Чтобы не одежду на себе крестить, но тело свое: для этого ты крестом осеняешься. Отчетливо прикладывай свою руку, чтобы тело твое ясно чувствовало это.
86; 87. От совершенного креста бесы трепещут
Если кто совершит крест и изобразит его так, как завещали святые апостолы /л. 42 об./ и святые отцы, весьма того бесы боятся и трепещут, и далеко бегут от него. А кто [крест] изобразит не как следует, тому бесы радуются и всяким соблазном его прельщают. Таково есть знамение Живоносного Креста Господня.
88. Почему покланяемся Кресту
Когда поклонишься, [то] это знаменует преступление Адама /л. 43/ и совершение покаяния, и возведение к первичному нетлению. От того и человек человеку кланяется, что в нем [есть] образ Божий, и по образу Божию [он] сотворен.
89; 90. О гайтанном кресте065
 
Смотри, чтобы из церкви в дом ничего /л. 47/ не брать: ни сосудов церковных, ни риз священнических, ни свечей, возжигаемых в церкви, в дом для своей надобности не бери, ибо это посвящено Богу.
96. О каноне
Когда причащаешься071 [или] когда поешь канон за здравие, или за упокой, помни, чтобы ты был достоин.
97. О просвире072
 
/л. 49 об./ Стань в доме перед образом Исуса Христа, и, представ, говори прежде всего: «Благослови, Отче075 ». Потом поклонись всегда трижды до земли и при каждом поклоне говори: 1. «Боже, милостив...», 2. «Создавый мя...», 3. «Без числа согреших...» Потом говори, стоя перед образом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Источниче жизни, слава Тебе. Тебе слава подобает во веки, аминь.» Затем «За молитв /л. 50/ святых отец наших...», «Царю небесный...», Трисвятое трижды, с обычными поклонами, а кто хочет, тому не возбраняются и земные, в зависимости от дня. После «Отче наш...» — «Господи, помилуй» 12 раз; [затем] «Слава..., и ныне...» [и] «Приидите, поклонимся...»; если знаешь, [то] читай «От сна востав...» [а если нет, то] пропусти это по своему незнанию, потом выучишь и читать будешь. После «Приидите, поклонимся...» 50-й псалом, и «Верую во единаго Бога...» /л. 50 об./ И потом 100 молитв Исусовых [и] 12 поклонов с молитвою Исусовой. Потом «Достойно есть...», как [я] тебя раньше учил. [Потом] «Слава..., и ныне...», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови», «За молитв пречистыя Твоея Матере и всех святых...» И потом с молитвою поклонись за государя царя и за господина своего, и за госпожу свою, а потом за кого хочешь. Учись: вот тебе утреннее правило, на каждый день, встав от сна. /л. 51/
103; 104. О молитве перед обедом
После того второе правило: когда хочешь вкусить хлеба, ни в коем случае не делай этого просто и молча, как неверный, безбожный и неблагодарный: но все совершай по закону христианскому.
Читай «Отче наш», всю до конца, [потом] «Слава..., и ныне...», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови», потом прочитай молитву Исусову, и перекрести лицо свое. И ешь хлеб /л. 51 об./ и другую пищу, чем нас Христос питает.
105; 106. О сидении за столом
Следи за тем, чтобы не возбуждаясь садиться за стол и [чтобы] начинать есть с благодарением то, что тебе поставят. Ни в чем никого не укоряй. Не играй пищей, не смейся, берегись, чтобы какая-нибудь крупица не застряла где-нибудь /л. 52/ в горле, [и] ты [бы не] подавился, ибо так часто бывает. Также за едой не помышляй ни о каких злых делах, ни о чем лукавом и скверном, ибо с пищей входит злой и лукавый помысел. И такое дело бывает душе и телу на погибель. Помни же и о пище иудиной: написано в Евангелии, что с хлебом вошел в Иуду /л. 52 об./ сатана, и [Иуда] Господа предал на распятие.
107; 108. О молитве после обеда
Когда встанешь от трапезы, воздай славу кормившему тебя и говори: «Достойно есть...», все до конца, «Слава..., и ныне...», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови». Потом молитву Исусову. И поклонись с молитвою: за господина, кормящего и одевающего тебя, и заботящегося о тебе. И потом /л. 53/ поклонись господину и госпоже и скажи: «Спаси Бог»076 ; также и остальным.
109. О питье
Если начинаешь что-либо пить, не спеши вливать в рот свой, чтобы то, что уже принял, не вышло бы из тебя. Но приникни к сосуду и посмотри, [нет ли там] какой-нибудь грязи или волоса, чтобы не испортило здоровье и не замутило бы тебе желудок, и [чтобы] съеденное не вышло бы с осквернением /л. 53 об./ назад, чтобы не изнурила тебя неожиданная болезнь. И когда увидишь, что питье чисто, то и тогда не спеши пить, но посмотри на образ Спаса и перекрести свое лицо, и прочитай молитву Исусову, и скажи: «Благослови, Отче». И тогда пей, что хотел.
110. Об ужине
Послушай о том, что когда сядешь ужинать, то тоже [садись] с молением и благодарением. И читай прежде всего: «Ядят нищии...», [потом] «Слава.., и ныне...», /л. 54/ «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови». И так [после этого] ешь со смирением и благодарением. И встав от трапезы, говори: «Возвеселил мя еси Господи в твари Твоей...» и прочее, «Слава... и ныне...», «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови».
111. О молитве перед сном
Когда, приблизясь ко сну, хочешь спать, протяни руку свою077 и прочитай то же правило, которое читал утром, встав с постели. В это время духовные люди много молятся: одни павечерницу читают с многими канонами, другие Псалтырь с поклонами и с молитвами, иные — прочие молитвы. Нам же с тобой /л. 54 об./ и того достаточно. Бога ради [хотя бы] это сохрани. Больше же [чем я сказал тебе] научишься, [а] потом и сам больше этого уразумеешь.
112. О возлежании на постели
Когда после молитвы ляжешь на постель свою, не забудь помолиться. Перекрести лицо свое, по лености — трижды, а без лености — по многу раз. И вспомни свое место /л. 55/ гробное, ибо так тебе лежать во гробе. И на общее воскресение [от звука] архангеловой трубы, как от сна восстать, к Судие всех дел твоих. И получить по делам своим — добрым или злым. Ибо сон есть подобие смерти.
113. О пробуждении
Когда проснешься от того, что выспался, или случится [тебе] от какого-нибудь шума [проснуться], или /л. 55 об./ [что-нибудь] привидится [во сне], или, испугавшись сновидений, как-нибудь проснешься, тогда перекрести лицо свое дважды и трижды, или сколько хочешь раз, или прочитай молитву Исусову. Ибо человек часто пугается сновидений, [находясь] в забытии. Молитвою же и Животворящим Крестом человеческий ум вскоре исправляется.
114. О вставании
/л. 56/ Также, вставая от сна, перекрести лицо свое: как ложился [ты], так и вставай. И поступай, как тебе написано. Вот тебе и наказ о домашней молитве
115. О молитве Исусовой
и о молитве Исусовой, которую следует творить на всяком месте.
О устрашении ужаса
Слушай о том, [что] когда спишь или сидишь, и охватит тебя некий ужас, и мысли лукавые вместо праведных, [чтобы] сотворить неправду, [или будешь] замышлять [что-нибудь] /л. 56 об./ скверное, или какое ни на есть злое дело, знай, [что] в это время [к тебе] приблизился диавол, и подчиняет тебя своей воле, и хочет тебя удалить от Бога и от правды Его.
116. О доброй мысли
Также знай, [что происходит], когда придет к тебе как бы некоторое веселие и радость, и какая-либо добрая мысль, [как например] уподобиться святому /л. 57/ мужу или благоговейному человеку, и ты захочешь всегда поступать по правде и делать добрые дела, знай, что в это время ангел Божий [к тебе] приближается, и хранит тебя от злых сетей диавольских, и хочет тебя приблизить и привести к Богу, Которому ты дал обет. Ибо если ты своими /л. 57 об./ плотскими очами и не видишь невидимое страдание и веселье, то невидимая твоя душа невидимое видит, и от того радуется или ужасается. Ты же это понимая, всегда молитву Исусову читай, и крестом ограждайся. Потому что когда перекрестишь лицо свое и прочитаешь молитву Исусову, тогда диавол бежит от тебя, и злые и лукавые помыслы бегут, /л. 58/ и ангел Господень, хранящий тебя, приближается к тебе и все полезное влагает в сердце твое. И ты знай об этом.
117. О входе в какой-либо дом
Не входи ни в какой дом молча, но прочитай молитву Исусову и скажи «Аминь». И поклонись образу, стоящему тут.
118. О деле
Когда начнешь [что-либо] делать: или молиться, /л. 58 об./ или вставать, или [захочешь] прилечь, или ложиться, или брать, или цедить, или наливать, или резать, или рубить, или ломать, или дробить, или открывать, или закрывать, или когда что ни на есть начнешь делать, всегда скажи ко всякому делу: «Благослови, Отче», и потом молитву Исусову.
119. О питье
/л. 59/ Если когда пищу и питье начнешь готовить, то много этим078 ты их усластишь. Это слышав, помни и не забывай. Все делай с молитвой.
120. О рабском имени
Слушай о том, почему [ты] именуешься раб, ибо ты назвался рабом. Понимай же и то, что господин тебе тот, кому ты служишь; и помни, кем стал для тебя твой господин: ибо ты был под мечом смерти, томился в темнице в голоде и жажде, наг и скорбен, не чаял остаться живым, 079
 
001 В других изданиях вместо "Ивану" - "Имярек".
 
003 Отречение от сатаны и обещание Христу - часть обряда крещения.
 
005 Петр гугнивый, римский папа середины VIII-го в., еретик, установивший на подвластном ему Западе обязательное брадобритие для духовенства.
 
007 Это показывает, что книга была предназначена для вполне определенного человека, выходца из Польско-Литовского государства.
 
008 Семь собраний (соборов) высшего духовенства Церкви Христовой. На них были осуждены ереси и утверждены на вечные времена основы православного учения. Первый вселенский собор состоялся в Никее в 325 г. при императоре св. Константине Великом; в нем участвовало 318 святых отцов. Собор принял 1-ю часть Символа православной веры и осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Исуса Христа. Второй вселенский собор (Константинополь, 381 г.) был при византийском имп. Феодосии Великом. На этом соборе 150 епископов приняли 2-ю часть Символа православной веры и осудили ересь духоборцев: Аполлинария и Македония. На Третьем вселенском соборе, состоявшемся при имп. Феодосии II (Ефес, 431 г), 200 епископов осудили ересь Нестория и утвердили именование Девы Марии Богородицею. Четвертый вселенский собор собрался в Халкидоне в 451 г. при имп. Маркиане. В соборе участвовало 650 епископов, которые осудили монофизитскую ересь Евтихия и Диоскора, отрицавших человеческую природу во Христе. Пятый вселенский собор (Константинополь, 553 г.) проходил при имп. Юстиниане Великом. На соборе 165 епископов осудили ересь Феодора Мопсуестского (учителя Нестория) и подтвердили догматы Четвертого вселенского собора. Шестой вселенский собор проходил при имп. Константине Погонате в 680 г. в Константинополе в "Трулле (т. е. зале) царских палат". На соборе было 170 епископов; они осудили ересь монофелитов, которые признавали в Христе одну лишь божественную волю. Седьмой вселенский собор (Второй никейский) состоялся в 780 г. при имп. Константине и матери его Ирине. 367 епископов осудили иконоборческую ересь и восстановили иконопочитание.
 
010 Перечислены "три святителя", три величайших отца Церкви, три вселенских учителя. Считается, что они имеют у Бога равное достоинство. Святой Василий Великий, (ок. 330-379), архиепископ Кесарии Каппадокийской. Величайший отец Церкви, богослов, апологет, истолкователь Священного Писания. Составил канонические правила для Церкви, написал множество молитв, чин литургии на основании переданного от апостолов.
Святой Григорий Богослов († 389) архиепископ Константинограда. Глубоко и тщательно исследовал Священное Писание, четко и ясно излагал истины христианского богословия. Много потрудился в борьбе с различными еретиками. Оставил большое количество проповедей, слов, писем и стихов духовного содержания. Богословом называется за свое высокое учение о Святой Троице.
 
011 Святой Климент (в 92-101 гг. папа Римский) - третий после святого апостола Петра епископ Римской церкви. Обращен в христианство святым Петром, был его активным сотрудником, оставил ряд посланий к верующим. Скончался мученически.
 
013 Святые святители (митрополиты) московские. Святой Петр был предстоятелем Русской Церкви в 1308-1326 гг. До посвящения в митрополиты - игумен Ратьского монастыря в Галицкой Руси под Львовом. Достиг высокого совершенства в иноческой жизни, стяжал от Бога дар чудотворений. Часто и подолгу жил в Москве, тогда - небольшой столице удельного княжества, а в 1326 г. был там похоронен. Погребение святого чудотворца в Успенском соборе Московского Кремля способствовало превращению Москвы в духовный центр всей Русской Земли.
Святой Алексий (в миру Симеон) святительствовал в 1353-1378 гг. Происходил из знатного рода черниговских бояр Бяконтов. В юношеском возрасте принял иночество в Московском Богоявленском монастыре и достиг высот совершенства в духовных подвигах. Обладал даром чудотворений. При малолетнем князе Димитрии (Донском) святой Алексий был фактическим правителем Русского государства. Немало способствовал прекращению татарских набегов, междоусобных войн, возвышению Москвы и укреплению Церкви и Государства.
Святой Иона был святителем московским в 1448-1461 гг., до того был епископом рязанским. Возведен в сан митрополита собором русских святителей без ведома константинопольского патриарха, так как Греческая Церковь в то время приняла унию (духовный союз, соединение) с еретиками (католиками). Унию поддержал и грек Исидор, бывший на Руси митрополитом до святителя Ионы. Из-за поддержки унии Исидор был изгнан из Москвы народом и великим князем и низложен церковным собором. Со времени святителя Ионы Русская Церковь с центром в Москве, утверждаясь в истинном православно-христианском благочестии, приобретает фактическую независимость от впавшего в униатство и вскоре покоренного турками Константинополя.
  

015 Преподобный Кирил Белозерский (1337-1427) - русский святой, монах, основатель Кирило-Белозерского монастыря (Вологодская обл). 
017 Это место можно также перевести "по полям, по лесам и по горам".
 
019 Домашнее правило не имеет столь строгого устава, как правило церковное.
 
020 После окончания дня Пятидесятницы Святой Дух снизошел на апостолов, после чего они "начаша глаголати инеми языки". При этом людям разных народов казалось, они говорят на их родном языке (Деян., зач. 3).

021 Литургия - от греческих слов "леитос" - "общий" и "ергон" - "дело", т. е. "общее дело". Первоначально так называлась всякая работа, выполняемая сообща, всеми членами общины, а в раннем христианстве также всякое общественное богослужение. Впоследствии это название укрепилось за главной христианской службой, во время которой совершается евхаристия - таинственное пресуществление (превращение) благословляемых по особому чину хлеба и вина в истинное тело и истинную кровь Господа Исуса Христа. 
022 Под "добрыми рабами" Божиими здесь подразумеваются христиане, прилежно исполняющие Господни заповеди и церковный закон.
 
023 Вера латинская - католичество; вера германская - лютеранство. "Вера, которой ты веровал" - по-видимому, сын церковный принадлежал либо к какой-то секте протестантизма, либо был униатом, т. е. приверженцем "Унии" - еретического "союза" иерархов Восточной церкви с церковию Римско-католическою. В конце XVI-го - начале XVII-го вв. уния была распространена на Украине и Белоруссии, а православные подвергались гонениям. Во время Смутного времени на Русь вместе с поляками пришло значительное количество украинцев и белорусов - возможно, что среди них и был будущий "сын церковный". Близость культур и языков могла облегчить ему принятие православия. Униаты во многом погрешали против православия, и в первую очередь, в том, что допускали обливательное крещение (и Ведь если кто из православных стоит перед образом Христовым /л. 31/ или Богородицы с верою и смирением, получит, что просит. Потому что, где образ, там и благодать Того, Кто изображен.потому будущего сына церковного пришлось крестить). Хотя обряды в униатской церкви были несколько похожи на православные, новому сыну церковному несомненно требовалось наставление, и, может быть, даже не столько в догматических, сколько именно в обрядовых вопросах.
 
025 Канон - пространный молитвенный текст в честь святого или праздника, состоящий из 9 песен, в каждой из которых, в зависимости от указаний Церковного Устава, от 5 до 16 отдельных стихов (тропарей). Пение или чтение канона составляет основное содержание Утрени. (См.также прим. Ошибка! Закладка не определена.).
 
027 Светилен - стих, читаемый в церкви по окончании канона. Прославляет праздник или святого в краткой, лаконичной форме.
 
029 Деисус - от греческого слова "деисис" - "моление". Представляет собой икону (или три иконы) с изображением Господа Исуса Христа и молящихся Ему о роде человеческом Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Предотечи. В иконостасе деисус располагается над царскими вратами. В Древней Руси деисус обычно также помещали над входом в храм.
 
030 В другом издании текст приведен полностью: "Боже, милостив буди мне грешному; Боже очисти грехи моя и помилуй мя; создавый мя, Господи, и помилуй мя; без числа согреших, Господи, прости мя грешнаго". В старообрядчестве принято читать так: "Боже, милостив буди мне грешному; создавыи мя, Господи, и помилуй мя; без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго".
 
031 "Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем".
 
032 Необходимо произносить полностью: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веком, аминь".
 
033 После "Господи, благослови" говорится молитва: "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою честнаго и животворящаго Креста и святаго ангела хранителя моего и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко благ и человеколюбец. Аминь." После произнесения этой молитвы надо поклониться до земли, не осеняя себя крестным знамением. (Приведёное здесь последование - от "Боже, милости буди..." до отпуста - называется "малым" или "седмипоклонным" началом. По дониконовской практике, оно совершалось перед началом каждого богослужебного последования, а также в конце его. Упомянутый в данном примечании земной поклон без крестного знамения после отпуста (восьмой по счёту) был введён, по всей видимости, уже в старообрядческой практике, и представляет собой "мысленный поклон духовному отцу". -- Liturgica.Ru)
 
035 Ноев Ковчег - корабль, построенный ветхозаветным праведником Ноем по указанию Божию за несколько тысяч лет до Рожества Христова. В этом корабле сам Ной с семейством, со зверями и птицами спаслись во время всемирного потопа, посланного Богом в наказание за беззакония людей. Подобно Ною в Ковчеге, христиане спасаются в храме от потопления волнами житейского моря.
 
037 Обращаясь к иконе Богородицы (или к любой другой иконе), надо мысленно обращаться не к изображению, а к Самой Богородице, к Самому Господу, самому святому. Изображение, написанное красками на доске, лишь помогает направить сознание молящегося от земного к небесному.
 
038 Написание "Предтеча" взамен древнему "Предотеча" укоренилось в ходе реформ патриарха Никона.
 
040 Отпуст - завершающая всякое богослужение молитва, произносимая священником лицом к народу, как бы от лица Самого Христа. Обычно отпуст начинается словами: "Христос, Истинный Бог наш..." Без священника отпуст произносит старший в службе, лицом к иконам, начиная словами: "Господи, Исусе Христе, Сыне Божии..."
 
041 Имеется в виду окончание молитвы "Достойно есть..." (см. прим. 31), после которой всегда полагается земной поклон.
 
042 Задостойник - песнопение, поющееся в великие праздники вместо "Достойно есть" в определенные моменты церковной службы. Обычно задостойником является первый тропарь (ирмос) последней песни праздничного канона.
 
043 Чин прощения совершается в конце павечерницы, полунощницы, всенощного бдения (и перед литургией, если священник служит без диакона). Описанный обычай не соответствует установившемуся в старообрядческой Церкви. В настоящее время священник сразу после отпуста ("Христос истинный Бог наш...") преклоняет главу к молящимся и говорит: "Благословите, отцы святии и братия, и простите мя грешнаго, елико согреших во вся дни живота моего душею и телом, словом и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы". Молящиеся наклоняются до земли без крестного знамения, а диакон, чтец или уставщик от лица всех молящихся читает прощение: "Бог да простит тя, честный отче. Прости мя, отче святыи и благослови, елика согреших во вся дни живота моего, и в сей день и час без числа согреших душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении. Согреших сердцем и всеми моими чувствы, слухом, видом, волею и неволею, и несть того греха, егоже не сотворих, но о всех каюся, прости мя отче святый и благослови, и помолися о мне грешнем". После этого священник говорит: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас". Все поднимаются, а священник, обратясь к царским вратам, читает помянник (прошение к Богу о стране Российской, о митрополите, о создателях храма и т. д.)
 
045 Началом называется совокупность молитв, приведенных в прим. 30-33.
 
046 Полностью произносится: "Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго" (женский пол произносит "...грешную").
 
047 Сугубой ектенией называется совокупность провозглашаемых в храме священником или диаконом особенно усердных прошений к Богу о стране Российской (а в прошлом - о здравии царя, царицы и их детей), о здравии и спасении митрополита (в прошлом - патриарха), всех церковнослужителей и всех православных христиан. Когда одно из таких прошений завершается словами "рцем вси" (говорим все), певцы поют "Господи помилуй" 12 раз, а молящиеся полагают на первые три "Господи помилуй" три поклона в пояс (в некоторых службах великого поста - в землю).
 
048 Перенос, или великий вход - одна из наиболее значительных частей литургии. Это торжественное, при пении "Херувимской песни", несение священнослужителями хлеба и вина, предназначенных для освящения в тело и кровь Христову. Во время переноса совершаются три остановки, при которых священнослужители обращаются к молящимся со словами: "Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне , и присно, и во веки веком". В современной старообрядческой Церкви установился обычай при первых двух обращениях совершать поясные поклоны, а на третьем кланяться в землю (кроме литургии Преждеосвященных Даров в Великий Пост, когда все три поклона полагаются в землю).
 
050 После возгласа священника "Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и присно Деве Марии" всегда полагается земной поклон.
 
051 "Со страхом Божиим и верою приступите" - призыв причащающимся подойти к чаше с Телом и Кровию Христовыми.
 
052 Полностью: "Всегда, и ныне, и присно, и во веки веком". При этих словах священник еще раз поднимает чашу с Телом и Кровию Христовыми и, стоя в царских вратах, поворачивается к верующим. Это действие означает вечность, непрестанность совершения таинства божественной литургии.
 
053 Полностью: "Буди имя Господне благословенно от ныне и до века", повторяется трижды с поклонами.
 
054 Псалтырь - часто читаемая в Церкви книга ветхозаветных песнопений и пророчеств. Составлена по вдохновению свыше царем Давыдом, жившим за две тысячи лет до Рожества Христова. Разделена на 20 кафизм (от греческого "кафизо" - "сижу", т. к. во время чтения кафизм дозволяется сидеть). Каждая кафизма разделена на три части, "Славы". В конце каждой "Славы" провозглашается: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веком, аминь", трижды "Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже", и снова "Слава... и ныне..." При каждом возглашении "Аллилуия, Аллилуия, слава, Тебе, Боже" полагается поясной поклон (в обычные дни Великого Поста - земной).
 
055 Трисвятое - молитва "Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас", повторяемая трижды с поклонами.
 
056 Основу молебна составляет канон (см. прим. 25), в конце каждой песни которого священник поет катавасию. Если молебен Богородице, то катавасия звучит так: "Спаси от бед рабы Своя, Богородице Дево, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и заступлению". Если же служится молебен празднику Христову, Святой Троице и честному Кресту, то катавасия звучит так: "Сохрани от бед рабы Своя [или "Пресвятая Троице, Боже наш", или "силою честнаго Креста Твоего, Милостиве"] яко усердно к Тебе прибегаем, к милостивому избавителю и всех Владыце Господу Исусу [если молебен Святой Троице, то "Господу и Богу"]. После катавасии полагается один поклон, затем певцы поют "Господи, помилуй" трижды и полагаются еще три поклона. По сохранившейся в старообрядчестве традиции, на молебнах все поклоны поясные (кроме земных поклонов в начале и конце, а также после задостойника (обычно "Владычице, приими молитву раб Своих..."), поющегося после последней катавасии.
 
057 На основании уставных указаний, в книгах, изданных до Никона патриарха московского, в старообрядческой Церкви принят следующий порядок целования святого Евангелия во время всенощного бдения. Прочитав Евангелие в алтаре, священник выносит святую книгу чрез царские врата и полагает на аналой посреди храма. Мужчины, а после них женщины подходят попарно к аналою и произносят молитву "Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим" (перекрестясь, земной поклон). Далее: "Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради" (перекрестясь, земной поклон). Затем, старший христианин, который стоит справа, осенив себя крестным знамением, с молитвой "Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению" целует на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку. Также поступает и младший. После этого они произносят: "Верую, Господи, во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помилуй мя и спаси мя" (перекрестясь, земной поклон). Потом оба кланяются в землю (без крестного знамения) священнику со словами "Прости Христа ради, честный отче" (если же поклон обращен к епископу, то говорят "Прости Христа ради, владыко святый"). После этого кланяются в землю друг другу (без крестного знамения); старший при этом говорит: "Христос посреде нас", а младший отвечает: "Аминь. Есть и будет". Кланяются так, чтобы при поклоне быть по правую руку друг от друга.
 
058 Ныне в старообрядческой Церкви существует отличающийся от описанного обычай почитания фимиама (ладана), обозначающего благодать Святого Духа. При каждении священник обращается к людям и говорит: "Дух Святый найдет на вас, и сила Вышняго осенит вас" (по словам архангела Гавриила Деве Марии при Благовещении). Молящиеся, держа руки на груди крестообразно, покланяются (без крестного знамения) священнику в пояс со словами: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву" (псалом 142). Обычай разводить руки при каждении, подобный описанному выше, имеется у старообрядцев беглопоповского и безпоповских согласий.
 
059 В древнерусской традиции имя святого пророка писалось и произносилось именно так: "Давыд". Буква "и" была вставлена вместо "ы" никоновскими книжными справщиками.
060 Слова 140-го псалма "Господи возвах к Тебе, услыши мя..." Возвратное местоимение "ся" в старославянском языке не имело строго определенного положения в предложении и ставилось то перед словом, к которому относилось, то в конце его. Никоновские справщики переместили в этих словах частицу "ся" в конец слова "исправит" ("да исправится"). Смысл не изменился, но звучание псалма стало осовремененным, упрощенным.
 
062 Иерей - по гречески "пастырь", т. е. священник.
 
063 В старообрядческой Церкви существует следующий обычай испрашивания священнического (или святительского) благословения: подойдя к священнику, кланяемся ему в землю со словами: "прости Христа ради, отче (владыко) святыи, и благослови". Священник (епископ) отвечает: "Бог простит", и, осеняя нас рукою крестообразно (как и указано в данной книге), говорит: "Благословение Господа и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (называет имя благословляемого) всегда, и ныне и присно, и во веки веком". Благословляемый отвечает: "Аминь" и целует руку священника. Священник говорит: "Христос посреде нас". Благословляемый целует иерея в правое плечо и отвечает: "Есть и будет", после чего снова кланяется в землю священнику.
 
065 Гайтаном называется шнурок, на котором носят нательный крест.
 
066 На шее. "На плечах" обозначает, в сущности, то же самое.
 
068 Евангелие от Луки, гл. 23, стих 26.
 
069 Там же, стихи 40-43. Имеется в виду "благоразумный разбойник", один из двух разбойников, распятых с Христом. Он уверовал в Христа, и, будучи уже распят, сказал Христу: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Си", на что Христос ответил: "Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в Раи".
 
071 В нашем распоряжении не было древнерусского текста книги, однако сомнительно, чтобы в данном случае речь шла о причащении Святых Христовых Таин. Особенно это явно из сравнения с последующим текстом, где с гораздо большей тщательностью говорится лишь об употреблении просфоры. -- Liturgica.Ru
 
072 Просвирой называют круглый церковный хлеб, испеченный из муки и воды с добавлением соли. На верхней стороне просвиры делается печать с изображением восьмиконечного Креста и надписью "Се Агнец Божии вземляи грехи всего мiра". Во время литургии священник вынимает из просвиры частицы, которые затем освящаются в тело Христово. Просвиры, из которых вынули частицы, раздаются верующим для потребления.
 
073 Имеется в виду, что следует избегать совокупления. В другом издании предписывается воздерживаться "от возгаждения, еже есть от блевотин", что также справедливо.
 
075 В данном издании слово "Отче" употреблено с заглавной буквы. Сомнительно, однако, чтобы в данном случае имелось в виду обращение к Богу как отцу (вообще нетипичное для древнерусского благочестия, за исключением, естественно, молитвы "Отче наш"). Логичнее было бы предположить, по аналогии с некоторыми другими источниками того или более позднего времени, что в данном случае (как и в упомянутом ранее случае с отпустом) имеется в виду мысленное обращение за благословением к духовному отцу. -- Liturgica.Ru
 
076 Слово "спасибо" происходит от "Спаси Бог" и содержит кощунственное усечение слова "Бог". В старообрядчестве при благодарении принято говорить "Спаси Христос" либо (особенно у безпоповцев) "Спаси Господи".
 
078 Т. е. молитвой, испрашиванием Божиего благословения на пищу и питье.
 
080 Имеются в виду конкретные жизненные обстоятельства сына церковного. Возможно, в Польше он был слугой у немилостивого господина, а в России попал в услужение к человеку благочестивому.
 
081 В этом месте, видимо, описка или опечатка. Согласно объяснению, данному священником Сергием Дурасовым, слова "Бич Афоникинский" должны читаться как "вич афонькинский" - насмешливое прозвище вороватых и заносчивых слуг. Именоваться "вичем", т. е. с прибавлением отчества, в Древней Руси имели право только лица царского, княжеского, боярского или дворянского происхождения (простой человек звался не Иваном Ивановичем, а Иваном Ивановым).
 
082 Написание "Иерусалим" укоренилось после никоновских реформ.
 
083 В дораскольных книгах сей праздник писался именно как "Рожество".
 
084 Там же, стихи 40-43. Имеется в виду "благоразумный разбойник", один из двух разбойников, распятых с Христом. Он уверовал в Христа, и, будучи уже распят, сказал Христу: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Си", на что Христос ответил: "Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в Раи".

br /