Одежда христианина

Вопрос об одежде, достойной христианина, имеет богатую каноническую и литературную традицию.

Многие святые отцы и учители, писавшие о том, как должен выглядеть благочестивый христианин, считали этот, казалось бы, частный вопрос, делом, имеющим общецерковное значение. Согласно 81 правилу 6 вселенского собора христианин отлучается от Церкви, если облечется в некую одежду не по общему обычаю.

Сегодня это принципиальное положение, понятое буквально, может извратить представление о том, какой именно род одежды Церковь считает благочестивым и допустимым. С одной стороны, некоторые ревнители призывают современных старообрядцев не только на богослужение, но и на работу, в магазин и т.д. ходить одетыми в озямы, зипуны, кафтаны, сарафаны и т.п. Но гораздо чаще встречается другая крайность, когда за "общий обычай" принимаются модные образцы. Поэтому надо внимательно вчитаться в слова библейского пророка: "Убоитеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень. Яко уготовил Господь жертву Свою, и освяти нареченныя Своя. И будет в день жертвы Господня, и отмщу до князь и до дому царя, и до всех оболченых в одеяния чужда" (Софония, гл. 1).

Какие же одеяния отцы православия считали чуждыми? Преподобный Ефрем Сирин (в слове 82) учит не одеваться во многоцветные ризы, а носить одежду скромную. Ибо нам необходим только покров, а не пестрота. "Разум (смысл. - Авт.) убо одежди един покрывало быти плоти" (кн. Никона, игумена Черной Горы, слово 37). Каждый должен носить одежду, подобающую ему по чину и полу. В Кормчей книге находим, что Гангрский собор в 11 правиле повелевает отлучать жену, если она облачится в мужскую одежду (даже если это сделано ради воздержания), но не возбраняет христианам носить светлые одежды. При этом следует избегать роскоши, чтобы не соблазнять малодушных братьев. Иные ради модной и роскошной одежды входят в большие издержки, и таковых увещает святой Кирил Александрийский, говоря, что, увлекаясь пестрыми нарядами, они лишаются божественного одеяния. Сказанное относится и к лицам духовного звания (кн. Никона, игумена Черной Горы, слово 37): если епископ или причетник ходит в одежде светлой, украшенной, то надо его поправить, если же не послушается - предать запрещению и извержению. Кормчая (л. 602 об.) содержит наставление к новопоставленному попу, где говорится: "Одежю носи долгу до глезна, ни от пестрин, ни от утварей мирских", т.е. одежду надо носить длинную, до щиколоток, без мирской пестроты и украшений. Безусловно запрещается женам в одежде открывать плечи, грудь и пр. В книге святого Димитрия, митрополита сербского (гл. 39), этот обычай аттестуется как латинский и, следовательно, еретический.

Старообрядцы всегда серьезно относились к традиционному платью, особенно к покрою молитвенной одежды. В храмах и сегодня можно видеть мужчин в кафтанах и сапогах, под кафтаном у них надета рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой или памятной надписью. Женщины, особенно на клиросе, одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком, при этом цвет платка может меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу - зеленый). Старообрядцы, которые по тем или иным причинам не имеют подобного одеяния, носят одежду благоприличную, ни в коем случае не обнажающую ни плеч, ни рук.

Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий. Однако на юге, в частности в приходах некрасовцев, платок завязывают на узел, что напоминает обычай новообрядческих прихожанок. Осмысливая это различие, некоторые старообрядки трактуют обычай завязывать платок на узел, как знак иудиной удавки, символ христоотступничества, что не имеет основания в церковных преданиях, но характерно для народного толкования.

В небрачных беспоповских согласиях по тому, как надет платок, можно отличить девственниц. Они носят платок так, что на спине он лежит кромкой, а прочие жены надевают платок "на уголок".

Старообрядцы обычно избегают носить галстук.

Несмотря на обилие традиций, письменных указаний об одежде в старообрядчестве немного. Пожалуй, лишь в Красном уставе особое внимание уделяется внешнему виду жены не только на храмовой, но и на домашней молитве. Здесь утверждается, что неблагочестиво жене осенять себя крестным знамением, если на ней по-домашнему надета одна лишь сорочка (кроме трех случаев: когда она ложится спать или восстает от сна, или моется в бане). За несоблюдение этого полагается суровое наказание. Чрезмерно строгое отношение к внешнему виду христианина, к его одежде породило даже разделение в беспоповском филипповском согласии, когда из-за новшеств в одежде (ношение картузов с кожаными козырьками, модных шапок, больших воротников у тулупов и смазных сапог) отделились от остальных собратий филипповцы орловские.

У старообрядцев-поповцев по причине ношения одежды не того покроя раздоров не было, однако эти вопросы поднимались регулярно. На Освященном соборе 1913 г. был заслушан специальный доклад И.Староверова об одежде приходящих на молитву в церковь. Затем состоялось обсуждение вопроса. Еп. петербургский Геронтий, завершая дискуссию, сказал: "Против неприличных нарядов боролся еще святой Иоанн Златоуст. Он требовал, чтобы одевались скромно, но не указывал обязательного покроя; поэтому можно ходить в церковь и не в сарафанах только, но и в других платьях, однако благоприличных. Но посмотрите, до чего дошли некоторые женщины за последнее время в модах? Они не знают, куда даже идут - в церковь или еще куда. Придя в церковь, они не могут молиться по-христиански, не могут поклониться".

Освященный собор постановил написать увещание к христианам, чтобы носили одежду по местному обычаю, но благопристойную, скромную, соответствующую званию православного христианина и дому Божию - дому молитвы. Подобное определение и увещание выносились и Освященным собором 1905 г.