Безводное

После церковной реформы XVII века Нижегородская губерния стала верным укрытием для приверженцев «старой» веры от гонений властей.

bezvodnoeПочти в каждом уезде Нижегородской губернии до революции действовали старообрядческие храмы или моленные дома. Кстовский уезд (ныне - Кстовский район) не был исключением.

Здесь на правом берегу Волги в богатом селе Безводное во второй половине 19 века был выстроен храм во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы.

Уроженцем села Безводное был епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру Иван Петрович Клинцев-Зеленкин), родившийся 30 марта (12 апреля) 1838 года в семье старообрядцев. В молодости он работал кузне­цом, позднее принял иноческий постриг и подвизался в одном из окрестных скитов. 28 марта 1893 года ар­хиепископом Савватием и епископом Кирилом Ниже­городским был поставлен во епископа на Казанскую и Вятскую епархию. Скончался 27 марта (9 апреля) 1912 года в граде Казани.

Епископ Иоасаф, будучи ещё иноком, много хло­потал о постройке храма. Дело началось с того, что в геле образовалась община «австрийцев», которая под его руководством собрала значительную гумму для строитель­ства громадного здания церкви. Высшее прави­тельство разрешения на постройку не давало, тогда община напра­вилась с прошением на разрешение строи­тельства напрямую к нижегородскому губер­натору, покровитель­ствовавшему старооб­рядцам. В результате после устного разреше­ния губернатора в селе появилось двухэтажное каменное здание храма. По офи­циальной версии - это фабрика местного кустарного промысла, на самом деле - старообрядческий скит.

В монастыре проходили подготовку начетчики, съезжавшиеся сюда на несколько месяцев из дальних городов и весей огромной России. В Безводном начи­нал издавать свои труды в защиту старообрядческой церкви владыка Арсений Уральский (Анисим Василье­вич Швецов). Владыка Арсений родился в крестьян­ской семье старообрядцев-беспоповцев. Убедившись в законности Белокриницкой иерархии, он в середине 1860-х гг. присоединился к Древлеправославной Церк­ви Христовой. С 1866 по 1881 г. проживал в Москве при канцелярии архиепископа Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообряд­ческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония Анисим Швецов скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества того времени. В 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки.

В богатом волжском селе Безводное уже в 1880-х годах активно действовал крупный белокриницкий монастырь, державший связи с Казанской и Уральской епископией.

По возвращении из-за границы в 1892 году священноинок Арсений поселился в селе Безводном Нижегородской губернии, в обители священноинока Иоасафа, где и занялся изданием книг в защиту старообрядческой Церкви. Но печатать книги здесь не пришлось, потому что едва только устроились с типографией, как сделалось сильное наводнение, и типографию затопило.

После смерти еп. уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 октября 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в сан.

Отец Арсений объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей. По возвращении из-за границы в 1892 г. он поселился в с. Безводном, в обители священоинока Иоасафа. После смерти епископа уральского

Виктора, в 1897 г., был избран епископом на Уральско-Оренбургскую епархию, и 24 октября того же года в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл Нижегородский и Иоасаф Казанский рукоположили его в святительский сан.

В 1906 году, после Высочайшего Манифеста Ни­колая II о веротерпимости, в губернском правлении области была зарегистрирована Безводнинская старо­обрядческая община Белокриницкого согласия во имя Казанской Иконы Божией Матери. Настоятелем храма в то время являлся отец Никола Иосифович Волжанкин, а диаконом - Иаков Федорович Погодин.

Несмотря на благолепие и большое значение в ду­ховной жизни старообрядцев храм просуществовал не долго. В 1932 году представители советской власти на­сильно отняли храм у верующих и переоборудовали под склад. В результате этой перестройки купола и колокольня были снесены, храм осквернен.

Позднее в здании бывшего храма распо­лагался дом культуры. В связи с аварийным со­стоянием в конце XX века он был закрыт. Последние 10 лет здание храма находи­лось в запустении, что привело его к ещё боль­шим разрушениям.

Но не попустил Господь полного уничто­жения обители. Нашлись люди, которым оказалась не­безразлична участь разрушающегося здания, бывшего ранее Домом Божиим, и которые во что бы то ни стало решились восстановить запустевшую обитель. Именно благодаря усилиям этих инициативных людей, 18 мая 2009 года была зарегистрирована община старообрядческого храма во имя явления чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския.

После регистрации общины в здании и на прилегающей территории начались стремительные восстановительные работы. Силами прихода был частично вывезен мусор из помещения, приведена в порядок территория вокруг храма 30 августа 2009 года ко храму был рукоположен иерей Алексей Антюшин. 6 сен­тября 2009 г. в храме состоялся молебен с водоосвя­щением.

В конце октября 2009 года восстанавливающийся храм посетил митропо­лит Московский и всея Руси Корнилий.

30 декабря 2009 года о. Алексий Антюшин в сослужении диакона Сергия Лаптева (г. Нижний Нов­город) освятил малым чином храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. На освящение приехали гости из Нижнего Новгорода и близлежащих весей.

По материалам газеты «Благовест» № 23, 2010 г.