Калуга

С калужской землей связаны многие дорогие для старообрядчества исторические воспоминания.

Святую память славных российских молитвенников — Лаврентия и Тихона Калужских, Пафнутия Боровско­го — хранят носящие их имена древние монастыри. Как можно наблюдать на примере многих местностей Руси, в послениконовское время там, где народом высоко чти­лись заветы и имена местных преподобных подвижни­ков, крепче держалось древнее благочестие. Так было и здесь. Городом-исповедником можно назвать Боровск, ставший местом заточения Аввакума, мученической смерти Феодосии (во иноцех Феодоры) Морозовой, Евдо­кии Урусовой и Марии Даниловой. Здесь же были заживо сожжены местный священник Полиект и 14 его духовных чад. Но эти и многие другие жестокости не истребили старообрядчества,— до самых 20-х годов ны­нешнего столетия его придерживалось большинство местного населения. Старую веру упорно держали жители слобод Тихоновой пустыни. В годы петровских преследований надежным убежищем для иноков-старообрядцев был пригородный Лаврентьев мона­стырь, где их тайным приверженцем был игумен Карион. Склонность к старой вере тогда была сильна даже среди тех, кто формально подчинился никониан­ским духовным властям.

Именно отсюда, из Калуги, в 1695 г. были вывезе­ны за польскую границу, в знаменитую Ветку, иконо­стас и антиминс, позволившие старообрядцам впервые со времени раскола церкви освятить новый храм. Этот храм (во имя Покрова Пресвятыя Богородицы) и сделал Ветку на многие годы одним из главных центров старой веры. Калужскими выходцами были выдающиеся деяте­ли Ветковской церкви XVIII века священноинок Феодо­сии и его брат Александр, старец-подвижник Лаврентий и многие другие.

В XIX веке с установлением Белокриницкой иерархии стало возможным учредить в Калуге епископскую кафедру. А церковно-общественный подъем начала нашего века значительно оживил приходскую жизнь, в прошлом сильно стесненную преследованиями. Однако это оживление вскоре было прервано трагиче­скими событиями нашей истории. Десятки тысяч старо­обрядческого населения, более тридцати храмов, первые старообрядческие школы — все это в начале 30-х годов было уничтожено или рассеяно смертным натиском «раскулачивания», репрессий и искусственного голода. Но и в эту страшную пору калужская епархия сослужи­ла Христовой церкви последнюю службу: в 1940 г., незадолго до смерти, единственный оставшийся на свободе старообрядческий еп. Савва Калужский возвел освобожденного из лагеря еп. Иринарха Самарского в Архиепископа Московского и всея Руси, чем была спасена старообрядческая иерархия в Росси.

kaluga hramМногие районы и улицы Калуги сохраняют старинные названия, такие как «Кожевники» и «Козинка», до сегодняшнего дня. Из тех же времен дошли до нас и названия улицы Зеленый Крупец и район Зеленой. Здесь, на крутом берегу Оки, стоит церковь, именуемая Знаменской "что на Зеленой" («Зеленым» зовется местный источник, находящийся близ Оки, который издавна считался самым чистым в Калуге). Церковь расположена на окраине старинного центра города у берега реки Оки.

В описи 1626 года храм назван "церковью во имя великомученицы Варвары с Никольским приделом за старым острогом". В XVII веке это была богатая церковь Калуги, владевшая наибольшим количеством земли — 1600 квадратных сажень. В 1685 году церковь неожиданно меняет свое название, и в описях упоминается уже Знаменской "что на Зеленой" с приделом великомученицы Варвары. В тот период церковь была деревянной, с пятью колоколами.
Каменный храм построен взамен деревянного в 1720 г. на деньги купца Ланина и прихожан. Он хорошо сохранился в первоначальном виде. Пять глав, венчающих храм, трехапсидный алтарь, невысокая шатровая колокольня, несимметрично пристроенный придел и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания представляют собой переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам конца XVII и XVIII вв. Колокольня Знаменского храма целиком скопирована с древнего оригинала.
Вот как описывает Церковь Знамения Д.И. Малинин в своей книге «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» (Калуга, 1912). «Пять глав, венчающих церковь; трехабсидный алтарь, с портиком на средней абсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная невысокая, примитивно поставленная колокольня; несимметрично и неправильно пристроенный придел по правую сторону церкви; и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания – представляют переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам XVII и XVIII веков.

Архитектура колокольни, несмотря на одновременную постройку с церковью, древнее ее. Заметно, что колокольня скопирована целиком с какого-нибудь древнего оригинала, так как колокольня в это время, как видно из одновременной Георгиевской «за верхом» церкви, строилась выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее.

Наружных украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни устроены небольшие ниши, в которых находятся небольшие головки лепных ангелов; но есть основание полагать, что в начале своего существования вся церковь была раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски довольно хорошо сохранились на церковных главах и на крыше колокольни. Конструкция сводов древняя; купол церкви внутри красиво разделан и расписан в русском стиле… Своды трапезы опираются на большой четырехугольный столб, образующий две арки и служащий, таким образом, к отделению трапезы от придела великомученицы Варвары. Столб украшен деревянными резными украшениями в русском вкусе и иконами довольно старинного иконописания».

Храм действовал до 1937 года, а в декабре 1941 года церковь оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. Старожилы вспоминают, что после передачи храма Церкви, с трудом вычищали слои застывшей олифы. В некоторых местах пол был осевший, осыпалась штукатурка и внутри и снаружи. Естественно, не сохранились внешние украшения и колеры, иконы и элементы внутреннего убранства.
В 1960 году церковь Знамения была признана памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327). Тогда же были проведены некоторые работы по сохранению храма, в том числе перекрыты железом колокольня и купола.

После закрытия храма в тридцатых годах местным старообрядцам приходи­сь приспосабливать для службы то один, то другой частный дом. Непосредственно перед передачей храма калужской старообрядческой общине, моления проходили в маленьком Никольском храме на окраине города (ул. 2-я Клевка). Очень невеликую и внешне непритязательную церковь: лишь маленькая главка с крестом, поставленная на «обычной двускатной крыше, отличала от соседних построек. По большим праздникам молящиеся из-за тесноты вынуждены были стоять на улице.
В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетво­рил настойчивые ходатайства старообрядческой общины предоставлении ей более вместительного молитвенного здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена Преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Московским и всея Руси в сослужении протоиерея Леонида Гусева, иерея Валерия Осташенко, чтеца Владимира Проткуна. Основной храм решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Придел был освящен во имя святителя Николы – в память о Позднее и городские власти вернули древнее название улицы «Знаменская» (в советское время - Свердлова).

Адрес храма Знамения Пресвятыя Богородицы:
248002, г. Калуга, ул. Знаменская, д. 2

Координаты: 54.500029,36.261293

Телефон:
(4842) 57-80-13

Настоятель:
иерей Иоанн Курбацкий

По материалам:
samstar-biblio.ucoz.ru и издания «Старообрядческий календарь» за 1990 год
фото сайта sobory.ru