Игумен Кирилл (Сахаров). "Чем скорее вернемся к дониконовскому богослужебному укладу, тем лучше" (отрывок из интервью)

Покаяние - это первое, что нужно сделать безотлагательно. Как это сделала Русская Зарубежная Церковь на своем Соборе в 2000 году. Смотрите, что получается: были репрессированы многие тысячи ревнителей древнего благочестия, есть безспорные документы о причастности духовных лиц официальной Церкви к этим гонениям.

Довольно свирепые гонения были в годы правления царевны Софьи и Анны Иоанновны, Николая I, я уже не говорю о Петре I. С правления Екатерины II и затем Павла I происходил процесс постепенного пересмотра отношения к древлерусскому богослужебному укладу, как имеющему серьезные искажения. Синод РПЦ в 1929 году ужасные клятвы на старые обряды упразднил, Собор 1971 года это решение утвердил. И вот теперь говорят старообрядцам - давайте брататься, присоединяйтесь, чего Вам еще не хватает.

Как же так? Пролились потоки крови тех, кто был против сомнительной никоновской реформы, внедрившей латинское влияние в наш церковный организм, «западный струп», по словам еп. Игнатия (Брянчанинова). Противников реформы, отстаивавших родное благочестие, пришедшее к нам из Византии вместе с крещением, называли раскольниками, еретиками, преступниками. Отрубали пальцы за двуперстное крестное знамение, вырывали ноздри, четвертовали и т. д., а теперь говорят - ошибка, мол, вышла, смотрели де несколько узко, односторонне, можно и так и так молиться. Тогда из-за чего сыр-бор, за что столько людей русских погибло? Когда сейчас говорят, не будем, мол, копаться в прошлом, давайте дружить - это мне напоминает ситуацию, когда поссорились два соседа, один другого оскорбил и избил, а потом говорит: "Забудем, давай дружить." Будет ли такой подход плодотворным? Не нужно ли сначала попросить прощения и примириться?