О канонизации преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских Чудотворцев

В период с 21 по 24 октября 1997 года в Москве состоялся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Почтенное собрание под председательством преосвященнейшего Алимпия, митрополита Московского и всея Руси рассмотрело обращение православной общины поселка Шамары Екатеринбургской области "О возможности почитания как святых преподобномучеников священноиноков Константина и Аркадия, убиенных в 1857 году, захороненных близ поселка Шамары". В обращении были приведены многочисленные случаи исцелений на месте их погребения, а также говорилось о давнем народном почитании священноиноков как местночтимых святых.

Материалы к прославлению священноиноков Шамарских готовились в течение нескольких лет. Местное уральское предание рассказывает, что тела убиенных иноков были обретены совершенно нетленными спустя около полугода со дня их мученической кончины, близ их могилы чудесным образом появился целительный источник. Эти события и множество явленных на месте упокоения иноков исцелений для тех, кто просил их святого заступления, способствовали тому, что множество людей присоединились к Церкви Христовой, укрепились духовно. Приспело время вынести соборное церковное решение о возможном прославлении Константина и Аркадия Шамарских.

Более чем за год до Освященного Собора 1997 года, 13 мая 1996 года, духовная делегация Московской митрополии во главе с первосвятителем митрополитом Алимпием посетила Шамары и могилу священноиноков Константина и Аркадия с целью освидетельствования мощей сих Божиих угодников. В состав делегации входили: протоиерей Леонид Гусев (г. Москва), иерей Иоанн Устинов (с. Пристань Екатеринбург. обл.), иерей Георгий Гусев (г. Сызрань Самарской обл.), иерей Алексий Лопатин (г. Москва), иерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермской области), иерей Михаил Татауров (п. Шамары), протодиакон Никола Будников (г. Верещагино), диакон Никола Татауров (п. Шамары Екатеринбургской обл.), диакон Александр Маслов (г. Москва), диакон Анатолий Лещев (г. Очер Пермской обл.), чтецы Иоанн Гусев, Максим Кидава (г. Москва), Тимофей Овчаров (г. Ярославль), уставщик Александр Панкратов (с. Устьяново Московской обл.), а также христиане и другие почитатели святости священноиноков, их могил и целебного источника.

Прибыв к памятному месту, митрополит Алимпий в сослужении членов духовной делегации совершили на иноческой могиле прославление Святой Пасхи, позже - заупокойную литию и молебен по Пасхальному чину.
Затем было произведено освидетельствование останков священноиноков. Из-за огромного дерева, выросшего на могиле, вскрытие ее представлялось весьма сложным. Для осуществления намеченного рядом с захоронением, силами шамарских христиан и других старообрядцев, сопровождавших владыку, был выкопан шурф, по которому землекопы постепенно продвигались к предполагаемому местонахождению останков. Земля еще не совсем оттаяла после зимы, поддавалась с трудом, работа шла медленно, приходилось прорубать грунт топорами и ломом. После снятия очередного грунтового слоя, показалась темно-коричневая древесная труха, под ней - полусгнившая береста, а затем и мощи.

Несмотря на то, что мощи пролежали полтораста лет в сырой земле, они не поддались разрушительной силе времени. Согласно церковному преданию, восходящему к традиции святой горы Афон в Греции, состояние костных останков, обнаруженных здесь, является свидетельством праведности жизни тех людей, которым они принадлежали. Один из погребенных был опоясан железными веригами, проржавевшими от времени - это еще раз подтверждало принадлежность мощей священноинокам и подлинность свидетельств о них.

По завершении работ мощи были положены в специально приготовленные для этого раки и новый гроб. После совершения митрополитом Алимпием и сопровождавшим его духовенством необходимых при этом церковных чинопоследований - положения во гроб и иноческого погребения - святые мощи были вновь преданы земле.
По окончании молебна над могилой была воздвигнута деревянная часовня, заранее подготовленная трудами шамарских старообрядцев. Ее весьма быстро и умело собрали, подобно древнерусским "обыденным" храмам и часовням. Строение было увенчано крестом Господним.

Посещение святого места и работы по освидетельствованию останков заняли целый день. В течение всего этого времени за происходящим наблюдали многочисленные представители беспоповцев и иные местные жители. Убедившись в благочинности и благопристойности происходящего, они, преодолев первоначальную настороженность, делились воспоминаниями своих предков о святых иноках.

Священные раки со святыми мощами были перенесены в Шамарский храм во имя Рожества Иоанна Предотечи, Крестителя Господня. Их установили на почетное место в церкви, и теперь всяк молящийся имеет возможность приложиться к ним и по вере получить исцеление. Обретение мощей нетленными стало последним и одним из решающих условием, необходимым для официальной канонизации, которая и совершилась в октябре 1997 года.
Сочтя предоставленные на рассмотрение Собора факты и свидетельства убедительными, в результате полного и внимательного их рассмотрения, Освященный Собор постановил:
1.Канонизировать почитание преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских как местночтимых святых.
2. Совершать им службу по Общей минее в день их мученической кончины,18 января (31 января по новому стилю).
3. Составить и напечатать в церковном календаре их житие, писать иконы с их изображением и освящать в их память престолы.

Так славно увенчались праведная жизнь и мученическая кончина святых Божиих угодников. Определение Собора доставило всем православным христианам огромную духовную радость. А у могилы священномучеников и у целебного источника происходили и происходят по сей день многие чудеса и исцеления. Множество тому примеров известны, еще больше остаются неизвестными доселе.
Рассказывают, что при последнем обретении и перезахоронении мощей священноиноков Константина и Аркадия многие из присутствовавших ощутили в воздухе некое благоухание. Но есть еще и нечувственное тончайшее благоухание святости, тихо касающееся людей, приближающихся к святыне со страхом Божиим. Незримо приносит оно христианам немалую душевную пользу...