Никанор архимандрит, Самуил сотник, Макарий инок и иже с ними в Соловецкой обители пострадавшие

(память 29 января ст.ст.)

Св. Никанор был архимандритом монастыря Рожества Пресвятая Богородицы прп. Саввы Сторожевского в Звенигороде. К нему, как к своему духовнику, приезжал с семьёй на богомолье царь Алексей Михайлович. За благочестие, мудрость и твёрдость характера старец пользовался уважением иноческой братии и авторитетом у властей. Архимандрит находился уже в преклонных летах, когда на Русь пришла «зима еретическая». В1660 г. святой отец удалился на Соловки, чтобы закончить земные дни в тишине иноческого подвига. По его слову Соловецкий собор в 1663 г. принял решение «смирять монастырским смирением» всех тех, кто «чины новые приимет». Именно его св. Аввакум и другие боголюбцы рекомендовали в 1664 г. царю кандидатом на самовольно оставленную Никоном патриаршую кафедру. Архимандрит Никанор совместно с монастырским казначеем и головщиком Геронтием был составителем знаменитого «Сказания о новых книгах», обличавшего церковные новины, а также одним из авторов второй и третьей соловецких челобитных и «Сказки» соловецких иноков. Почтенного старца вызвали на московский собор 1667 года и вынудили внешне примириться с новообрядческой иерархией. Это помогло святому избежать смерти и вернуться в монастырь, чтобы встать во главе продолжавшейся восемь лет обороны Соловков. Изменник-инок Феоктист указал стрельцам тайный ход, что дало им возможность проникнуть в обитель. 29 января 1676 г. над защитниками монастыря была учинена жестокая расправа. Архимандрит Никанор по старости не мог самостоятельно ходить и был привезён на малых санях к воеводе Ивану Мещеринову. На угрозы воеводы бывший царский духовник твёрдо отвечал: «Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей имею», за что был подвергнут истязаниям и заживо заморожен в глубоком рву.Сотник Самуил был одним из защитников Соловецкой обители. Приведённый к воеводе Мещеринову, он безстрашно бросил ему в лицо: «Я готов. За отеческое благочестие, святую обитель и преподобных отец». Угодник Божий был забит царскими воинами насмерть, после чего истерзанное тело святого было брошено в ледяной ров.

Соборный старец Макарий заявил перед своей смертью воеводе Мещеринову, что стоял в обороне против воинства, стреляющего по святым православным церквам, только потому, что оно пришло «насилием оружия разорити отеческия законы и распудити Христово стадо». Исповеднику силой заградили уста. Затем после пыток ему связали ноги, приволокли к морю и заживо замо­розили во льду.

Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из пяти сотен за­щитников в живых осталось лишь четырнадцать.

В день разорения обители, в неделю воспоминания Страшного Суда Божия, в муках скончался в Москве царь Алексей Михайлович. Позже не минула кара Господня и воеводу Мещеринова: он скончался в заточении.

Тела святых мучеников пролежали не захороненными, и не были подвержены тлению. Когда наступило лето, и лёд везде сошёл, часть моря, где лежали мёртвые тела святых отцов, осталась замёрз­шей. Видя это явное чудо и убоявшись, власти позволили захоронить святые останки мучеников. С тех пор святые мученики и исповедники соловецкие являют многие чудеса и знамения по молитве прибега­ющих к ним православных християн.