Символ веры. Заповеди Ветхого Завета. Отношение Исуса Христа к закону Моисея

Символ веры. Заповеди Ветхого Завета. Отношение Исуса Христа к закону Моисея

Символ веры

karta staroob

Символ веры есть краткое, но точное изложение догматов нашей христианской веры, т.е. учение о том, во что должны веровать христиане. Его должен знать каждый христианин. Это учение, которое состоит из 12 членов, или частей. Мы должны читать Символ веры в ежедневных молитвах своих к Богу утром и вечером.

В Символе веры говорится о Пресвятой Троице. В сжатом виде догмат о Пресвятой Троице был изложен в Никео-Царьградском Символе веры, составленном Первым Вселенским собором (325г.) и был расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (381г.).
Учение о Святой Троице изложено в Священном Писании. В 18 главе книги «Бытия» Аврааму являются три Ангела. Говорится, что Аврааму явился Господь. Авраам, вышедший навстречу трём странникам, кланяется им и обращается к ним со словом «Владыка!», в единственном числе. Святые отцы считают, что это явление Пресвятой Троицы и первое откровение человеку о триединстве Бога: «Авраам встречая трёх, поклоняется единому. Увидев трёх, он постиг таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трёх Лицах».
В Новом Завете Исус Христос даёт своим ученикам учение о крещении : «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Слово имя стоит в единственном числе, хотя относится к трём лицам.

«Сказал Господь «во имя», а не «во имена» потому, что один Бог, не многие имена, потому, что не два Бога и не три Бога».
Святитель Амвросий Медиоланский

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1).

Десять заповедей — предписания, десять основных законов, которые были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.
Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Грехи против заповеди: безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол (введение новых учений), богоотступление, суеверие, леность к молитве, любовь к твари сильнее Бога, человекоугодие.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что́ на небе вверху, и что́ на земле внизу, и что́ в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...
Грехи против заповеди: стремление к богатству, чревоугодие, гордость и тщеславие.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Грехи против заповеди: Богохуление, ропот на Бога, кощунство, невнимательность к молитве, ложная клятва, клятвопреступление, нарушение обетов, божба.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему...
Грехи против заповеди: умаление праздников, установленных Церковью для прославления Господа.
5. Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой дает тебе.
Грехи против заповеди: непочтение к родителям, презрение к ним во время старости и нищеты, насмешка или противоречие им, не заботиться о телесном здравии родителей, поношение и осуждение как кровных родителей, так и духовных отцов, своевольное расточительство родительских средств, насмешка над старыми и нищими, непослушание благих советов родительских, вступление в брак без воли родителей, гнев на родителей.
6. Не убивай.
Грехи против заповеди: убийство, ранение или удар, покушение на здоровье с использованием чародейства, призывать кого-либо совершить убийство, прерывание беременности, ссора или драка из-за корысти, повлекшая смерть, целенаправленно, или по небрежению, или лекарствами губить детей, в гневе желать смерти себе или кому-либо другому, объедением или пьянством причинять вред своему здоровью, вершение самосуда или убийства из мести, неоправданное подвержение риску собственного здоровья или жизни, злорадствование горю или смерти, причиняя страдания ближним.
7.Не прелюбодействуй.
Грехи против заповеди: для незамужних и неженатых беззаконное сожительство, нескромные и бесстыдные беседы, поцелуи с похотью, кровосмешение (брак в степени родства менее 7-го колена), позволять в своем доме проживать блуднице, осознанное или неосознанное плотское искушение, смотреть на кого-либо с блудными помыслами.
8.Не кради.
Грехи против заповеди: грабеж, воровство, обман, святотатство (покушение на имущество Церкви или посвященное Богу), мздоимство (взяточничество), лихоимство (злоупотребление и нажива на тяжелом положении ближних).
9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Грехи против заповеди: ложь, неправедный суд, раскрытие тайн ближнего, тайн исповеди, клевета, поспешное осуждение, насмешка над добрыми делами ближнего, невыполнимое обещание чего-либо, открытое (в т.ч. печатно) из каких-либо нечестных побуждений уничижение чьего-либо достоинства и заслуги.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что́ у ближнего твоего
Грехи против заповеди: желание делать вред ближнему, завидовать красоте других, сознательно вредить ближнему в чем-либо, желать разных бедствий ради своих прибытков.

Отношение Исуса Христа к закону Моисея

Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному. Здесь Исус Христос не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь «не убий» истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон осуждает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство.

Исус Христос наполняет новым смыслом закон Моисеев и в особенности Десять заповедей, в Нагорной проповеди. Это дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. (Исход, 20: 1-17).)

"Иисус сказал...: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих: слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца." (Ин. 14:23-24).
"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам"(Ин.14:27)

-Не думайте, что Я пришел ,нарушить закон или пророков:не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5:17)
- Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.(Мф 5:18)
- Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.(Мф 5:19)
-Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.(Мф 5:20)

О гневе и убийстве (Мф 5:21-26)
Вы слышали, что сказано древним:" не убивай, кто же убьет, подлежит суду."
- А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

О прелюбодеянии (Мф 5:27-30)
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

О разводе (Мф 5:31-32)
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

О клятве и обещаниях(Мф 5:33-37)
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

"Об отношении к злу" (Мф. 5:38-42)
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

"Отношение к своим врагам и недоброжелателям " (Мф. 5:43-47)
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

О рабрте над собой (Мф. 5:48)
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Умение делать добрые дела (Мф. 6:1-4)
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

О молитве (Мф. 6:5-8)
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так:
Отче наш (Мф. 6:9-13)
Это одна из главных молитв, которыми мы молимся Богу.
Текст молитвы на старославянском языке:

О́тче на́ш, Иже еси́ на́ небесех. Да святи́тся и́мя Твое́. Да прии́дет царствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Об обидах и прощении(Мф. 6:14-15)
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

О посте (Мф. 6:16-18)
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Об отношении к земным благам (Мф. 6:19-21)
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

О мыслях и душе (Мф. 6:22-23)
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

О служении Богу (Мф. 6:24)
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

О заботах и суете(Мф. 6:25-34)
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их.... Вы не гораздо ли лучше их? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Об осуждении людей (Матфей 7:1-5)
Не суди́те, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что́ ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

О невежестве (Матфей 7:6)
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Молитва о благих дарах Божиих (Матфей 7:7-11)
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Об отношении между людьми(Матфей 7:12)
Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

О трудностях в жизни и работе над собой (Матфей 7:13-14)
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

О лжеучителях и ереси (Матфей 7:15-20)
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

О искреннем исполнении заповедей (Матфей 7:21-23)
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

О постоянном исполнении заповедей(Матфей 7:24-27)
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

"И когда Исус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи".(Матфей 7:28-29)